НачалоСодержаниеПрочееГостевая

Назад Построение 4D-пространства

Далее Проекция четырехмерного пространства


2. Логика

2.7 Построение модели пространства

Модель - это не Клавка Рубероид, и даже не Сенька Крофорова.

(мысли вслух, точнее вписьмо)


Предназначение этой статьи - представить свойства четырехмерного пространства в привычных для нас объектах.

Модель пространства помогает рассмотреть основные закономерности.

Есть очень удобной способ. Я назвал его "Понижение размерности".

Смысл в том что для интересующего пространства понижается на 1 размерность его основных составляющих. Плоскость становится прямой, прямая - точкой, пространство - плоскостью. При этом они (условно) ограничивают друг друга, чтобы получилась определенная фигура. При рассмотрении мы делаем определенные выводы, при этом называя объекты их "настоящими" именами.

1. Модель Плоскости. 2D-пространства.


Прямые в точки. Результат:

Отрезок с вершинами на концах. Концы отрезка - это оси (OX и OY). Сам отрезок это и есть плоскость.

Выводы.

1. Плоскость определяется двумя прямыми. (так как прямая определяется двумя точками)

2. Есть порядок следования осей: x→y→x→y→...


 

2. Модель 3-х мерного пространства

Прямые в точки, плоскости в отрезки (как часть прямой). Результат:

Треугольник.

Вершины - это оси...

Стороны, соединяющие вершины, являются плоскостями, определяемые осями...

Сама внутренняя площадь треугольника и есть 3-х мерное пространство (кстати, определяемое тремя осями-"вершинами", или парой плоскостей-"ребрами")

Выводы

1. Пространство определяется тремя прямыми, не лежащими в одной плоскости (так как три точки не лежащие на одной прямой определяют плоскость)

2. Пространство определяется двумя плоскостями (например OXZ и OXY)

(так как плоскость определяется двумя прямыми)

3. Пространство определяется плоскостью и не принадлежащей ей прямой (Например OXZ и OY) (так как плоскость определяется прямой и не принадлежащей ей точкой)

и т.д.

4. Есть порядок следования осей: x→y→z→x→y→... (или наоборот)

5. Есть порядок следования основных плоскостей: xy→yz→zx→xy→yz→... (или наоборот)


 

3. Модель 4D-Пространства

Начинается...
(предупреждение)


Прямые в точки. Плоскости в прямые. Пространства в плоскости.

 

Это тетраэдр. (тень - это уже я пририсовал)

Далее из-за обилия обозначений предлагаю немного поменять систему названий.

Оси обозначались двумя буквами OX - будем просто писать x.

Плоскости обозначались тремя буквами OXY - будем писать xy.

Пространство OXYZ - пишем xyz

Четыре вершины тетраэдра обозначают координатные оси

Ребра тетраэдра соответствующие  в 4D пространстве плоскости

Стороны (грани) обозначают 3D-пространства (соответственно вершинам тетраэдра).

А сам объем тетраэдра и есть четырехмерное пространство xyzq.

Выводы

1. Шесть основных плоскостей (на модели это ребра) Было три, q - добавил еще три.

2. Четыре основных пространства (на модели это грани) Одно было, три дополнительных определились с помощью трех основных плоскостей 3D и новой оси.

3. Очень важно!!! Нет определенного порядка следования осей, как это было в 2D (x→y) и в 3D (x→y→z). Можно, конечно, взять и сказать: "Оси брать только в порядке xyzq". Но модель нам наглядно показывает, что существует несколько последовательностей осей.

4. Также нет определенного порядка следования основных плоскостей, как это было в 3D (xy→yz→zx).

Исходя из 3 и 4 мы получаем что существует несколько возможных вариантов обхода основных осей, плоскостей и основных пространств. Так как ребра тетраэдра можно обойти разными способами, но нет ни одного, который бы обходил по вершинам все ребра, не беря по второму разу уже присутствующие в списке, и возвращался в исходное положение, то есть зацикливался.

Например

1. xy→yz→zx.

2. xy→yz→zq→qx.

3. xy→yz→zx.

4. xy→yz→zx. и т.д.

Это очень важно для понимания происходящего.

В разделе Математика при поиске матриц 4D-аффинных преобразований, а именно вращения, мы еще столкнемся с этим. И конечно попытаемся разобраться.

 

А вот на закуску. Рассмотрим таблицу.

Размерность пространства Оси Плоскости 3D пространства
1 1 0 0
2 2 1 0
3 3 3 1
4 4 6 4
 

1. Количество осей соответствует размерности пространства

2. Количество плоскостей равно количеству плоскостей в предыдущем пространстве плюс количество осей в предыдущем пространстве. В самом деле. Предыдущее пространство является составляющей текущего.  А новые плоскости образуются с помощью (геометрического) пересечения осей предыдущего пространства и новой оси. Отсюда " количество осей в предыдущем пространстве."

3. Количество 3D-пространств в текущем пространстве равно количеству 3D-пространств в предыдущем пространстве (оно же составляющая нового) плюс количество плоскостей в предыдущем пространстве (новые пространства образуются геометрическим пересечением плоскостей с новой осью).

Нетрудно увидеть, что сюда можно применить метод математической индукции

Отсюда вывод! Количество  объектов размерности m в пространстве равно количество этих объектов в предыдущем пространстве плюс количество объектов размерности (m-1) в предыдущем пространстве.

Ничего не напоминает? Конечно! Это же (и опять же) треугольник Паскаля!

Справа колонка цифр - № измерения

То есть можно применять тождества комбинаторики для построения таблицы для n-мерного пространства.



Назад Построение 4D-пространства

Далее Проекция четырехмерного пространства


НачалоСодержаниеПрочееГостевая

©2007 AnCoRecords   "d'Amateur: Записки 4D любителя"    E-mail автору

 

Hosted by uCoz