НачалоСодержаниеПрочееГостевая

Назад Модель аппроксимации Сферы

Далее d'Amateur: Это не конец


4. Модели 4D

4.4 Гиперсфера.


    Для начала можете посмотреть на это Гиперсфера на Wikipedia.org

  Гиперсфера - четырехмерная сфера. Совокупность точек в четырехмерном пространстве на одинаковом расстоянии от одной точки, называемой центром гиперсферы. Уравнение в полярных координатах

Радиус можно опустить приравняв его к единице.

(5.1)

а теперь используем уравнение сферы

(5.2)

Если sin γ в (5.1) - воспринимать как радиус в (5.2), а cos γ - как смещение сферы (5.2)по оси q , то можно сделать вывод, что аппроксимация гиперсферы состоит из сфер с радиусом sin γ и смещением по q на cos γ. Эти сферы являются параллелями гиперсферы. (!!!). Чего то мы быстро их нашли, оставим их на сладкое.

Есть ли полюса? Есть! При γ=0 и γ=180. Координаты полюсов (0,0,0,±1).

Другие пересечения с осями. Назовем их ключевыми точками.

(±1,0,0,0) при α равном 0 или 180 градусов, и β=γ=90 градусов.

(0,±1,0,0) при α равном 90 или -90 градусов, и β=γ=90 градусов.

(0,0,±1,0) при α равном 0, и β равном 0 или 180 градусов, и γ=90 градусов.

Мы определились, что параллелями в гиперсфере являются сферы. А что же будет меридианами? Как раз тут нам помогут ключевые точки. Ведь в сфере два меридиана проходят через полюса и точки пересечения сферы с осями. Мы так же сделаем и в нашем случае. Для начала найдем лини проходящие через полюса и ключевые точки. Но это означает, что меридианы гиперсферы - это окружности! ДВУМЕРНЫЕ! А параллели ТРЕХМЕРНЫЕ! Не все так просто, все зависит от нашего желания... Да и в предыдущей статье  я и обратил ваше внимание на разную смысловую нагрузку параллелей и меридианов.


 

Меридианы гиперсферы.

Сначала, чтобы осознать закономерности, составим алгоритм нахождения ключевого меридиана (проходящего через ключевую точку) для сферы. Их там 2 штуки.


Введем обозначения:     a=α                  b=β

1. Ключевая точка на x (±1,0,0). α= 0

Цикл b от 0 до 360    x=sin b    y=0  z=cos b

Соединяем точки (sin b , 0 , cos b)

2. Ключевая точка на y (0,±1,0). α= 90

Цикл b от 0 до 360   x=0    y=sin b  z=cos b

Соединяем точки (0 , sin b , cos b)

 


Теперь создадим 3 меридиана Гиперсферы проходящих через ключевые точки.

Обозначения a=α                  b=β                       g=γ

1. Ключевая точка на x (±1,0,0,0)

a=0,    b=90

Цикл g от 0 до 360    x=sin g   y=0    z=0   q=cos g

Соединяем точки (sin g , 0 , 0 , cos g)

Ключевые точки при g=90  =>  (1,0,0,0)   и    g=270  =>  (-1,0,0,0)

2. Ключевая точка на y  (0,±1,0,0)

a=90,    b=90

Цикл g от 0 до 360    x=0   y=sin g    z=0   q=cos g

Ключевые точки при g=90  =>  (0,1,0,0)   и    g=270  =>  (0,-1,0,0)

3. Ключевая точка на z  (0,0,±1,0)

a=0,    b=0

Цикл g от 0 до 360    x=0   y=0    z=sin g   q=cos g

Ключевые точки при g=90  =>  (0,0,1,0)   и    g=270  =>  (0,0,-1,0)

и у всех ключевых меридианов при g=0 или g=180 получаем полюса (0,0,0,±1).

При реализации этого алгоритма расчета можно получить следующий рисунок

(при векторе проецирования (1,1,1,1))

 

Стрелками указаны полюса. При ортографической проекции (0,0,0,1) мы получим три взаимно перпендикулярных отрезка с концами как раз в ключевых точках.

 

Нельзя сравнивать эти три окружности в четырехмерном пространстве с тремя окружностями следующего представления сферы.

Здесь два меридиана и одна ПАРАЛЛЕЛЬ! А там все три - МЕРИДИАНЫ лежащие в трех ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫХ плоскостях.

 

Расчет меридианов гиперсферы довольно таки прост: три вложенных цикла по трем углам. Во внутреннем цикле рассчитываются координаты. И соединяются.

Файлов аппроксимации гиперсферы для Transformator4D нет, так как там большое количество полигонов и точек. Поэтому созданы отдельные программы для представления проекции Гиперсферы.

Вот тут, например, различные представления аппроксимации гиперсферы меридианами  (5.3). В имени файла последние четыре литеры указывают на порядок взятия координат исходя из уравнения (5.1) Например, XYZQ - обозначает такой же порядок. А XYQZ - указывает на то, координаты q точек рассчитывается по третьей строке уравнения, а z по четвертой.  Как видите, полюса находятся на оси обозначенной последней буквой.

Все остальные виды, когда полюса находятся на осях x и y отличаются от z только ориентацией.

Так все-таки: меридианы гиперсферы двумерные или трехмерные? Вообще-то это как посмотреть. Исходя  того что гиперсфера описывается тремя углами в полярных координатах, можно назвать меридианом трехмерную фигуру образованную двумя углами. А третий будет "множителем"...

  Попробуйте провести эксперимент. Запустите GiperSphereXYQZ и измените координату x либо y вектора проекции на довольно таки большое значение. Отодвиньте камеру, чтобы вам было видно всю проекцию. Вы сразу увидите затемненные участки. Приглядитесь...

Вот тут их еще не видно...

И вот они! Позвольте представить! Трехмерные  меридианы четырехмерной сферы! (справа аналог для проекции меридианов трехмерной сферы)

(5.4)

Это двумерная проекция меридианов трехмерной сферы с центром в плоскости проецирования при векторе проекции с маленьким углом от плоскости проецирования. В центре окружность - меридиан принадлежащий плоскости, поэтому он не искажается.

Слева, в проекции гипермеридианов тоже есть сфера в центре без искажений. Этот меридиан лежит в ПРОСТРАНСТВЕ проецирования, поэтому не искажается.

Вид одного гипермеридиана

Чтобы отчетливее себе представить себе эти 3D-меридианы, вот вам на засыпку...

Когда мы строили аппроксимацию сферы, мы договорились называть меридианами окружность, а не дугу. То есть при построении брали все 360 градусов, а если взять половинку, 180? Так у нас не один угол а два!

(далее в примерах берется последовательность (из уравнения 5.1) XYQZ а управление вектором проекции x,y,z,q - Q/A,W/S,E/D.R/F)

1. Представление одного мердиана (5.5) предыдущий рисунок-скриншот.

Параметры:  α от 0 до 360                β=54                       γ от 0 до 360 (все в градусах)

2. Следующий вид того же меридиана

С параметрами:  α от 0 до 180          β=54                       γ от 0 до 360

Как видите, ушла одна часть.

3. Опять тот же меридиан но при   α от 0 до 360          β=54                  γ от 0 до 180

Пропала половинка!

4. И на последок... α от 0 до 180         β=54                  γ от 0 до 180

Поиграли и хватит.

Вернемся к основному виду из программы 5.5

Хорошо различимы окружности, параллельные плоскости xy. Очень похожи на параллели.

Примечание. Параллели гипермеридиана - окружности в параллельных плоскостях - в программе прорисовываются отдельно. Если взять чистый цикл α,β,γ то изображение состоит из одних меридианов гипермеридиана. Вот так.

Параллели же прорисовываются соединением двух точек при α,β,γ и α+1,β,γ

Вот, например, одни параллели гипермеридиана.

Но вернемся к нашим баранам...

Если приглядеться, можно заметить, что вообще вся фигура состоит из эллипсов. но что это вообще за фигура (5.5)? Для исследования используем еще одно представление меридиана.

А именное вот это. (5.6)

Параметры

 α от 0 до 360                β=n*15.                      γ от 0 до 360

Эта программа позволяет просмотреть проекции нескольких меридианов, да еще и с поддержкой аффинных преобразований. Перед запуском происходит чтение файла acrTrans1A.txt (в той же папке), написанный в формате аффинных преобразований для версии Transformator4DV1. И применяет считанные преобразования к построенному меридиану. Как видите детализация уменьшилась, так как у меня просто комп вис при попытках просчитать такое количество точек применяя к ним аффинные преобразования (Конечно, я работаю над оптимизацией). Также можно просматривать несколько меридианов, поэтому указано n*15: n - номер меридиана, 15 - шаг β 15 градусов

Попробуем указать следующее преобразование: поворот от x к y

1 0 0 1     1      6 1 1 0 0 0 0 0

При просмотре вращения увидим как движутся эллипсы, определяющие фигуру. Сразу становится видно, что каждый эллипс расположен в ОБЕИХ частях проекции гипермеридиана. И все они проходят через полюса.

Посмотрите другие вращения (не используйте одновременное вращение по нескольким направлениям, почему, уже объяснялось).  Похоже, что это сфера, каким-то образом закрученная в четырехмерном пространстве. Но я сам точно еще не определился. (все впереди. Если есть соображение на это счет - жду на мыло)

Опишем математически, что происходило. Последовательность XYQZ, поэтому

β=какое-то число, значит cosβ , sinβ константы. обозначим их - cB и sB

Как видно фигура зависит от двух углов β и γ. Скорее всего это все-таки трехмерная фигура, хоть и меняются все четыре координаты. Это не сложно понять: меридиан обычной сферы под углом к плоскости является плоской фигурой, хотя у него все три координат меняются при пробежке по циклу углов. (Тоже еще в процессе осознания)

 Далее: x,y,z - описывают эллипсоид (вытянутую сферу)

с радиусами по  x и y - sB и радиусу по z=1. (имеется ввиду, при ортографической проекции на пространство xyz. Проверьте это в 5.5, установив вектор проекции 0,0,0,1)  или в 5.6 при вращении от x к q)

А четвертая строка показывает, что этот эллипсоид "распределен" по q в зависимости от cBsinγ. И  скорее всего это растяжение выпрямляет эллипс и преобразует его в сферу!

  И еще. На рисунке (5.4) и в программе (5.3) невооруженным гласом видна сфера с центром в начале координат. Она не меняется при любых изменениях вектора проекции. Отсюда делаем вывод, что она полностью принадлежит нашему трехмерному пространству. Все остальные "выше" или "ниже" по q. Это можно определить по направлению проекции оси q. Аналог в трехмерной сфере следующий. Напомню, что в данном случае мы рассчитали гиперсферу по формуле (5.1) в последовательности XYQZ. Аналогично рассчитав сферу по формуле (5.2) в последовательности XZY, мы получим аппроксимацию с полюсами на оси Y.

В этом виде один меридиан принадлежит плоскости проецирования xy. И поэтому не будет искажаться при проецировании.

 

Ну как.. Разобрались? 

Представляете, а что будет если сюда добавить еще и параллели?

Ужас и кошмар...


А-ан нет! Тута все просто... Я же обещал десерт! Так ужо пора...

Параллели гиперсферы

Напомню: вывод о том, что в гиперсфере гиперпараллелями являются обычные сферы. Это хорошо видно из того, что уравнение сферы

(5.2)

А в уравнении гиперсферы

(5.1)

sin γ (5.1) можно считать РАДИУСОМ (5.2), а cos γ - смещением сферы (5.2). (От математики ни куда не деться!)

Так все построение сводится к тому, чтобы перебрать все возможные значения γ. А алгоритм построения сферы у нас уже есть. И формировать гиперпараллели из расчета радиус равен sin γ, а координата центра (0,0,0,cos γ)


Итак, мы увидели, что гиперсфера оказалась не такой простой как сначала нам представлялось.



Назад Модель аппроксимации Сферы

Далее d'Amateur: Это не конец


НачалоСодержаниеПрочееГостевая

©2007 AnCoRecords   "d'Amateur: Записки 4D любителя"    E-mail автору

 

 

 

Hosted by uCoz