|
|
|
4.
Модели 4D 4.3 Сфера. На одном из форумов я встретил сообщение: "Я хоть сейчас нарисую вам проекцию сферы!" Конечно, имелось ввиду что проекция сферы это окружность. Но эта проекция нам ничего не даст. Информативности - ноль! Поэтому предлагаю использовать аппроксимацию сферы. По словарю Ожегова АППРОКСИМАЦИЯ, АППРОКСИМИРОВАНИЕ [ лат. approximare приближаться] - математическое приближенное выражение каких-либо величин (или геометрических объектов) через другие, более простые величины. Нам всем известна аппроксимация сферы - модель глобуса нашей планеты. Есть меридианы, параллели.. В этой статье будет описан способ построения аппроксимации сферы, на основе которого будет строится аппроксимация гиперсферы (четырехмерной сферы). Начнем с того, что для нас привычнее именно вид с меридианами и параллелями. И потому у сферы явна видна главная (general) ось, проходящая через полюса. Сначала сформируем меридианы, потом (именно после меридианов) будем формировать параллели. За главную ось возьмем ось z Будем использовать общее уравнение сферы в полярных координатах. где, r - радиус сферы, α - угол в плоскости xy (от x к y). β - угол от оси z. При этом ось z будет главной. Сразу разберемся с полюсами. Полюса - точки с координатами (0,0,±1). Это и понятно, при угле β равном 0 и 180. sin β=0. А z, как раз 1=cos0 и -1=cos180 Другие пересечения с осями. (±1,0,0). α= 0 или 180 β=90 (0,±1,0). α=90 или α=-90 β=90
Меридианы Алгоритм построение меридианов сводится к перебору углов α от 0 до 360, потом внутренним циклом перебор углов β. Потом нахождение по уравнению координат точек. Соединяя их надлежащим образом, мы получаем меридианы. В контексте проекта назовем меридианом всю окружность, а не дугу от полюса до полюса. Параллели. Алгоритм построения параллелей похож. Просто сначала мы пробегаемся по углу β, а внутри этого цикла по углу α. Соединяя параллели и меридианы получаем аппроксимацию сферы, к которой мы привыкли. Программа формирования файла фигуры "аппроксимация сферы" для Transformator4D обеих версий и примеры файлов расположена на странице Файлы программы Transformator4D. Теперь, как всегда анализ наших действий. Полюса - две точки сферы при β=-90 и β=90. (β - последний угол) Меридианы и параллели являются окружностями. Но они несут разную смысловую нагрузку. Хотя бы просто визуально сравнив раздельные представления сферы меридианами и параллелями можно узреть, что параллели в более приемлемом виде представляют сферу, чем меридианы, где сфера похожа на освежеванный апельсин. (хотя может это все субъективно) Разница между ними очевидна, но не всеми заметна. Меридианы - окружности одинакового радиуса, пересекающиеся в полюсах. Параллели - окружность различного радиуса, в параллельных плоскостях. То есть, сформировав меридианы нам просто надо прорисовать окружности с радиусами, зависящими от угла β. Это важное следствие пригодится при нахождении аппроксимации гиперсферы. Из моих личных субъективных ощущений - меридианы описывают каркас сферы, а параллели - ее структуру. И, строя сферу, мы на структуру надеваем каркас. И еще. Мы не использовали понятия радиуса сферы. В данном случае он равен 1,а аффинными преобразованиями мы можем масштабировать его до любого радиуса. (кстати, указывая разные коэффициенты, мы сможем получить эллипсоид). Но потом он нам пригодится. |
|
|
|
|
|
©2007 AnCoRecords "d'Amateur: Записки 4D любителя" E-mail автору |
|